12 техник публичных выступлений

49653012

В деловой жизни большое значение имеют различного рода выступления, презентации и переговоры. На них нам приходится много говорить, а иногда и убеждать в чем-то собеседника или целую аудиторию. В этом случае очень важно уметь отстаивать свою собственную точку зрения или конкретную позицию, а значит — уметь применять 12 техник публичных выступлений, которые созданы специально для тех, кому необходимо научиться ясно выражать свои мысли и делать это уверенно и легко, с наибольшей убедительностью для клиента.

 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Прежде чем вы выступите со своей речью, определите свои цели выступления. Ими могут стать: желание проинформировать слушателей, снабдить их новой информацией; подготовить их к определению способа решения проблемы; побудить клиентов к действию. Чаще всего выступление имеет под собой все три цели, однако главенствует среди них всегда одна. Чтобы правильно расставить эти цели и прийти к эффективному способу их реализации, необходимо четко знать свою аудиторию. Тонко задевая желания слушателей своей речью, вы сможете работать на одной волне и проще достигнете желаемого результата.

 2. СОБЕРИТЕ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕЙ АУДИТОРИИ.

Узнать целевую аудиторию со всех сторон поможет сбор информации. Для этого процесса определены логические уровни: среда (окружение) — привычный стиль поведения — способности (знания) — убеждения (мнения, ценности, предубеждения) — представления (профессиональные и личностные) — миссия (общие цели, которые поддерживает большинство аудитории). Вам необходимо знать о лидерах аудитории, которые задают ход мыслей и направления оценок всех членов группы. О них вам важно знать возрастную группу, уровень подготовленности по предмету разговора и во всей его сфере, социальное положение, личные интересы и общественные увлечения. Также важно понимать, знакомы вы со своими клиентами до начала выступления или знакомство произойдет только в его процессе. Все вышеперечисленные категории являются стабильными показателями группы клиентов, которые вам следует узнать до выступления. Уже в процессе выступления вы можете узнать ситуативные показатели, такие как, например, настроение и эмоции аудитории. Все эти данные требуют к себе вашего пристального внимания, ведь опираясь на них,вы можете подать себя в выгодном свете, подчеркнув среди своих качеств те, что будут наиболее интересны именно для этих людей.

3. СОЗДАВАЙТЕ СВОЙ ОБРАЗ.

Хороший докладчик, вещающий с трибуны, становится для аудитории авторитетным экспертом, который разбирается во всех вопросах и вызывает доверие. Усилить это впечатление (а значит,  воздействие на аудиторию) вы можете, ясно и четко аргументируя свою позицию и не пытаясь предлагать свое мнение как единственно верное, “в лоб”, давя на аудиторию. Хорошо работает на выступающего и сама его позиция, которая не затрагивает его прагматические интересы (а лучше, если она вообще противоположна им). Влиятельным и существенным фактом является также высокие титулы и звания, названные в процессе рассказа — эти, казалось бы, мелочи обозначают высокую ценность выступающего, которая переносится и на сам предмет выступления. Если ваш авторитет у аудитории достаточно высок и доверие к вам крепко, то окрепнет доверие и к тому, что вы предлагаете в ходе вашей презентации, а сама аудитория станет гораздо более легкой в убеждении.

ora-text1

 4. ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ РОЛЬ.

После того, как ваша целевая аудитория будет разносторонне изучена, определитесь, с какой стороны вы будете демонстрировать себя. Многие эксперты в области деловых переговоров считают, что для наилучшего и самого эффективного контакта с аудиторией вам нужно играть перед ней определенную роль. Роли могут быть разными, но основные из них — следующие.

 Самая сложная для воспроизводства — роль божества. Если вы станете для клиента богом, это сработает сродни гипнозу. Однако существуют и другие, не менее действенные роли, которые давно признали специалисты по суггестивной психологии. Покровитель — это сильный и могучий, но очень добрый человек, наделенный большой властью и способный решить все проблемы. Кумир может не быть могущественным или добрым, но все равно остается в центре внимания. Хозяин, господин — могучий и властный, но уже не добрый человек, неповиновение которому сулит для клиента большие неприятности; при послушании же есть вероятность заслужить одобрительное отношение, выгоды, похвалу. Авторитет имеет влиятельное мнение, но при этом может не иметь власти. Виртуоз умеет совершать невозможное, и даже ошибки и отрицательно окрашенные действия вызывают восторг — с такой ловкостью они производятся. Удав — внимательный человек, от взора которого, кажется, невозможно спрятаться — он видит все слабые места. Дьявол же представляет собой обратную сторону божества — он олицетворяет чистое зло, которое не мечет конкретной цели и направленности и выражается во всем поведении, позах, жестах и речи. Все эти роли требуют особой тренировки, когда вы должны в прямом смысле вжиться в роль, отождествить себя тому образу, который наиболее вам подходит.

 5. ПОДГОТОВКА РЕЧИ

 Ваше выступление должно состоять из 7 основных идей — это количество является максимальным из удобных для запоминания. Помните, что краткость — сестра таланта, а значит, в вашем выступлении также важна будет краткость речи и изложения собственных мыслей. Для лучшего запоминания информации вашими клиентами вы можете также связывать отдельные детали в виде пакетов, таким образом структурируя все выступление. Слушатель способен удерживать информацию в памяти только в течение 15 минут, а значит, вам стоит вкладывать информацию в предельно краткие блоки, обращая отдельное внимание на информацию в начале и конце выступления. Начало речи должно быть ярким, чтобы привлечь внимание слушателей, а конец — достаточно четким, чтобы закрепить в памяти все вышесказанное. Сама основная речь должна быть наполнена образами и демонстрациями, чтобы информация воспринималась не только на уровне слуховой памяти, но и зрительно.

 6. ВЫСТРАИВАЙТЕ РЕЧЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНАМИ ВОСПРИЯТИЯ.

Информация, которую вы излагаете, должна быть не только убедительной, но и правильно структурированной и переданной через речь. Самые важные события и факты вы должны сообщать первоочередно и четко (особенно когда называете их в первый раз), переходя затем к второстепенным вопросам. Если выступают два оратора, то информация или мнение, которое было сказано первым оратором, станет для аудитории более авторитетным, даже если точки зрения обоих рассказчиков были похожими или альтернативными. Если вы находитесь в такой ситуации вторым оратором, оттяните время и преподнесите свою информацию как можно позже первого сообщения — тогда сработает другой закон восприятия и уже ваши слова будут стоить большего доверия аудитории. Стоит обращать отдельное внимание на восприятие слушателями информации, ведь если первоначально они настроены к ней отрицательно, то сказанные после этого слова уже не будут восприниматься с достаточной эффективностью. Вы можете обратить этот закон в свою пользу, предупреждая у аудитории отрицательное отношение к нежелательной для вашей выгоды информации.

 7. МАКСИМАЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКА.

Ваша речь должна быть построена как можно более многогранно, интересно, ярко и выпукло. Так она лучше воспринимается аудиторией, ведь в витиеватые ред лощения отлично вписываются различные речевые формулы и приемы убеждения. Вы можете использовать речевые обороты для разрешения конфликтов, выставляя своими словами четкую и конкретную этическую оценку, выбирая для своего сообщения либо только позитивные, либо только негативные ассоциации, которые влияют на восприятие. Даже если речь будет казаться нейтральной, она сможет обратить мнение слушателей в ту или иную сторону, или даже исказить суть самого объекта переговоров. Такой прием называется семантическим манипулированием.

 8. ОРГАНИЗУЙТЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Как ни странно, сама обстановка выступления важна для его эффективности не меньше, чем речь. Например, более строгое и официальное устройство помещения с наличием определенной трибуны может работать гораздо лучше, чем домашняя и уютная обстановка. Однако если ваше выступление имеет неофициальную направленность, вы можете сделать пространство более подходящим для этой цели — создать вокруг себя неформальную обстановку, сдвинув зрительские кресла и расположившись ближе к аудитории.

Klub-Speech-Club3

 9. НАСТРОЙКА НА АУДИТОРИЮ.

Научитесь определенной методике, чтобы лучше настраиваться на аудиторию перед выступлением с ней. Работа с методикой довольна проста, не требует особых навыков и большого количества времени. Для начала незаметно напрягите все мышцы тела и расслабите их. Представьте, что вы обладаете длинными шнурами от основания позвоночника до головы, и попытайтесь зажечь их в своем сознании. Четко представьте, как вы хотите полностью завладеть комнатой или пространством, в котором будет проходить выступление, и почувствуйте, как зажглись еще четыре линии от основания вашего позвоночника до всех углов комнаты, а затем и до углов потолка. Теперь вы можете быть уверены, что контролируете окружающее пространство, можете чувствовать его и ощущать все его внутренние переживания, а горящие линии-шнуры соединяются вас с каждым из сидящих в зале, давая возможность контролировать и их. Вы всегда можете восстановить порвавшиеся линии — для этого вам необходимо просто дать свету в сознании свободно течь в направлении каждого слушателя.

 10. ВЫСТУПЛЕНИЕ.

Создание контекста поможет вам добиться расположения аудитории. Вы можете заинтересовать каждого человека из зала, используя простые методы. Познакомьтесь с каждым, представившись сам и с интересом узнав имена слушателей. Начните свой рассказ с интересной притчи, байки или анекдота. Задавайте вопросы каждому клиенту, вовлекая из в большой общий диалог. Совершите какие-то совместные действия для вашего сплочения (например, сгруппируйтесь, переставьте стулья и сядьте поближе друг к другу, если обстановка помещения позволяет это сделать). Не говорите, пока люди не начнут вас слушать и в зале не наступит тишина; если тишина не наступает слишком долго, снизьте тон голоса, чтобы привлечь внимание в зале. Даже во время тишины в зале вы можете экспериментировать с голосом, повышая и понижая его темп своеобразными волнами. Контактируйте с клиентами не только голосом, но и зрительно, стараясь увидеть и заметить каждого из них — только так вы сможете продемонстрировать свое расположение и оценить общую реакцию на ваше выступление. Помните, что даже если что-то во время выступления пойдет не так, необходимо сделать вид и дать понять всем остальным, что так и было задумано.

 11. АДЕКВАТНО РЕАГИРУЙТЕ НА КРИТИКУ.

Если вам задали провокационный вопрос, не идите на конфликт, постарайтесь отреагировать спокойно. Выслушайте вопрос очень внимательно, поблагодарите за него и переспросите определенную формулировку или понятие. Метод тщательной расшифровки смысла делает задающего каверзные вопросы скучным — дойдя до полного абсурда обсуждения, он становится уже никому не интересен.

images

 12. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДОСТИГНУТОГО РЕЗУЛЬТАТА.

Тщательно отслеживайте дух и общее настроение в аудитории. Как только вы заметите, что достигли желаемого результата, без промедления завершайте выступление. В конце речи вы должны с яркостью и четкостью подытожить все, что было сказано ранее, а также оставить призыв к действию. Хорошо в данном случае работают яркие речевые обороты, прерывают из жизни или воодушевляющие цитаты.

Эти 12 техник публичных выступлений являются классическим набором,  который так умело используют  ораторы-старожилы. Проработайте каждую из них и ваше выступление  или презентация пройдет как по маслу. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*