Искусство манипуляции

В этом материале я хотела бы рассказать  об  эмоциональном манипулировании, механизмах и способах защиты от него, а также о том, как воздействовать на негативно настроенного собеседника, чтобы ваше общение проходило в более приятном ключе.

Что такое коммуникация

 Есть убеждение,  что цель любого общения заключается в реакции, которую вызывает само общение. Каждый из нас может привести для себя примеры ситуаций, в которых он чувствовал себя приятно и ситуаций, в которых ему было не слишком комфортно. Мы можем понять, какую цель общения преследовали мы и наш собеседник. Конечно, намерения каждого из нас во время диалога чаще всего самые позитивные — каждому человеку приятно провести время в хорошей беседе и получать в ответ приветливое расположение собеседника, неважно, какую цель мы преследуем в разговоре: рассказать новости, предостеречь, получить одобрение, быть прощенным или выслушанным. Однако донести собственные чувства до собеседника, сказать ему о том, чего нам на самом деле хочется или чем заняты наши мысли в данный момент, подчас бывает очень сложно, ведь важно понять, на чем мы ставим главный акцент — на существующей проблеме или на ее решении.

Многие люди в каждом своем диалоге привыкли фокусировать внимание именно на проблеме. Для них это — привычка. Общение таких людей полно подтверждения собственных проблем и неудач, а постоянные разговоры в таком духе — это лишний способ лишь ухудшить свое плохое настроение.

Как считают некоторые психологи, у человека существует два вида «мозга». Один из них — тот, которым мы думаем, а другой — который мы используем для доказательства своих слов. «Доказывающий» мозг сможет доказать что угодно — неважно, что именно говорит «думающий». «Доказывающий» мозг склонен к последовательным доказательствам и убеждениям — если он сделал свою работу, то человека уже не переубедить, как бы страстны и порывисты не были его замыслы в самом начале.

Люди, привыкшие мыслить таким образом, как бы выстраивают вокруг себя некую оболочку, которую принято называть «туннель реальности». Этот «туннель» как бы заключает в себя весь негативный опыт человека, порождая некий гипнотический транс, строящийся на убеждениях и установках в сознании человека обо всем, что происходит вокруг.  В «туннеле» формируется определенная, очень четкая картина мира, и люди склонны навязывать ее всем окружающим.

Комфортное общение между двумя людьми возникнет именно тогда, когда они сами осознают свой «туннель реальности», изучат его и начнут уважать такой же туннель другого человека, при этом не вторгаясь в него. Любые собеседники в ходе своей коммуникации с другими людьми так или иначе воздействуют на них, пытаясь выдвинуть свои собственные убеждения как единственно правильные. Однако эффективной коммуникацией можно назвать только ту, где участники диалога замечают свои эмоции, связывают их со своими целями и учатся их управлять.

obshenie-03

Структура коммуникации

Чтобы изучение и управление эмоций стало для вас простым делом, нужно знать структуру самого общения и его основные элементы. Этот навык позволяет нам замечать, когда именно и как нами пытаются манипулировать наши собеседники — даже если это происходит неосознанно.

Условно коммуникация разделяется на две группы: вербальную, в которую входят слова, различные интонации голоса, а также невербальную, которая включает в себя позу, жесты, мимику. Все эти части несут в себе информацию о предмете разговора, о нашем настроении на данный момент или отношении к теме. Опытные психологи могут за очень короткое время составить правдивый и полезный психологический портрет человека, опираясь только на то, как он говорит.

Обычные люди также склонны составлять подобные портреты. Но здесь психологические знания заменяются обычными рассказами из художественных книг, статей в журналах и в интернете, а большой опыт — собственными знаниями из жизни, которые мы принимаем за правду, интерпретируя действия человека по нашему собственному образу. Благодаря этому в границе между вербальной и невербальной частями коммуникации и появляется феномен, названный «эмоциональным манипулированием».

Цель коммуникации

Одна из причин попадания в ситуации, когда вами управляют посредством коммуникации — это незнание собственных целей общения. Основными целями для каждого из нас могут являться многие бытовые темы, начиная от интересного общения и заканчивая личными выгодами. Среди целей общения выделяют три самых главных:

  • Получить от человека материальную выгоду;
  • Почувствовать что-то, испытать новые ощущения;
  • Рассказать о случившемся в жизни, получить поддержку или одобрение в разных жизненных ситуациях.

Однако если конкретной цели у вас нет, или вы не можете ее найти, то ваше общение с собеседником будет происходить по «накатанной», уже установленной ранее схеме. Именно в таком случае, если у собеседника есть определенная цель общения, он сможет управлять вами для ее достижения. Если же и у собеседника цели нет, такое общение оказывается совсем не запоминающимся, неинтересным и бесполезным.

Поэтому важно понимать, что не устанавливая перед собой четких целей общения еще до его начала, мы рискуем быть ведомыми в чьей-то манипуляции, чувствуя, делая и думая не то, что мы на самом деле могли бы почувствовать, сделать или обдумать. Масштабы манипуляции здесь оказываются не важны — любое управление вами без вашего ведома оставляет в душе весьма глубокий и болезненный отпечаток.

Виды эмоций в коммуникации

posterlux-prazdniki_svadbi_novii_god_god_tigra-ax028074_2

Все мы в своей жизни успеваем получить достаточно опыта общения: как приятного нам, так и негативного. И наверняка у каждого в жизни был человек, после общения с которым возникает прилив сил и еще надолго остается радость и хорошее настроение; а также человек, даже короткое общение с которым оставляет потерю сил, отрешенность, усталость и даже гнев.

Каждый из собеседников во время общения делится не только информацией, но и своим эмоциональным состоянием на данный момент. Его чувства во время коммуникации могут преображаться, изменяясь от плохих к хорошим и наоборот. Но каждому из нас хочется именно приятного и веселого общения. Как же этого достичь?

Какие эмоции вызывают состояние комфорта, радости и счастья?

Радость, Доверие, Расслабленность, Возбуждение, Счастье, Любовь, Спокойствие

 

Какие эмоции формируют неудобное состояние, грусть и плохое настроение?

Злость, Раздражение,  Страх, Презрение, Безразличие, Высокомерие

 Так или иначе, мы не можем не испытывать все этим эмоции, поэтому в общении мы вынуждены транслировать их собеседнику. Эмоции могут выражаться не только в голосе и интонациях, но и в позах, мимолетных жестах рук и лица. Зачастую мы или наш собеседник можем не осознавать своих собственных эмоций, и тогда они начинают задавать фон нашему общению — в этом и проявляется эмоциональное манипулирование другим человеком.

Невербальное общение

Не нужно быть психологом, чтобы понимать, что наша поза и жесты передают информацию о нашем настроении и мыслях, а также о той информации, которую мы хотим донести. Такое явление свойственно не только людям. Наши домашние животные способны, даже не имея возможности говорить, все равно передавать свои эмоции и настроения при помощи так называемого невербального языка. Животные не воспринимают речь и не создают ее — они обращают внимание лишь на мимику, движения и жесты человека, на его тон голоса — и это дает им полное представление о том, что мы хотим до них донести.

Точно такой же механизм работает и у нас самих. Зачастую, видя эмоции на лице или определенные жесты, нам не нужно никакого сообщения, выраженного в словах — мы без единого звука поймем, расстроен человек, зол или беспредельно счастлив. Поэтому с уверенностью можно сказать, что большая часть передаваемых эмоций и настроений заключена именно в невербальной части коммуникации, в нашем теле, которое транслирует эмоциональное состояние, свойственное ему на данный момент.

674e06917a05

Передача эмоций через позу, жесты и мимику

Понять самому, как ярко выражаемые эмоции изменяют сам стиль и настроение общения, достаточно просто обратив внимание на самого себя. Понаблюдайте, как изменяется ваше поведение, когда вышеперечисленные эмоции сменяют друг друга. Изменяется все до мелочей — ваши жесты, глубина дыхания, взгляд, интонация голоса и малейшие движения лица и рук.

Поэтому если вы хотите прекратить манипулирование вами, начать необходимо с собственных эмоций. Отследите, как вы выражаете их своим телом. Когда вы в совершенстве овладеете переходом из одного состояния в другое, вы можете перейти к отслеживанию эмоций и у других людей — что и каким образом может повлиять на их реакцию или отношение.

Одним из примеров такого анализа может являться подстраивание под жесты и позу вашего собеседника. Многие знают, что это хороший способ для создания вокруг своего диалога комфортной и спокойной обстановки, но важно так же понимать и то, какое именно состояние собеседник испытывает в данный момент, почему он выбрал эту позу и эти жесты, и могут ли они принести вам такое же душевное состояние. В повседневном общении мы можем подстраиваться под любых людей, не понимая, какое именно состояние они имеют и какое состояние мы можем воспринять от них. Будет прекрасно, если вы оба находитесь в приподнятом состоянии духа. Но если один из вас зол, расстроен или растерян, то, вероятнее всего, общение потеряет для вас всякий комфорт. Обращая больше внимания и на свои, и на чужие эмоции, вы с легкостью сможете понять, куда именно движется ваше общение и как долго оно будет оставаться приятным для вас обоих.

Вербальное общение

Эмоциональное состояние человека диктует ему все — все системы организма подстраиваются именно под это состояние, существующие на данный момент. Рассказать о чувствах человека могут не только его движения, но и слова и интонации — части вербального общения каждого из нас.

Каждое связанное нами слово вызывает определенную память, определенные эмоции и чувства, связанные с этим словом, которое уже было сказано раньше. Этот процесс невозможно контролировать — он проходит очень быстро, поэтому заметить мы можем только появившиеся в итоге чувства. Можно с уверенностью сказать, что за каждым словом, сказанным нами, стоит определенное для нас эмоциональное состояние.

Истории нашего собеседника работают точно таким же образом, вызывая по кусочкам разные чувства из нашего подсознания. Поэтому совсем немного негативно окрашенных слов, бессознательно употребленных собеседником в своем рассказе, могут вызвать у нас такие же воспоминания, полностью изменяя фон общения. Вы можете понять этот механизм, вспомнив своих знакомых, которые постоянно рассказывают о своих неудачах и поражениях, сетуя на то, как ужасно с ними обошлась жизнь. Вокруг таких людей веет пессимизм, и именно они склонны к эмоциональной манипуляции через эти отрешенные рассказы. А позитивные друзья каждого из нас способны привнести немного радости и света в любое общество, постоянно рассказывая что-то светлое и хорошее. Это — тоже пример эмоционального манипулирования, однако возникающего уже в положительном ключе.

Мы и сами можем быть манипуляторами, становясь оптимистами или пессимистами, исходя из текущей жизненной ситуации. Но для нас это, скорее, привычный способ общения, и зачастую мы сами не замечаем собственной эмоциональной манипуляции другими людьми, которая проходит как бы на автопилоте, в автоматическом, не зависящем от нас режиме.

Передача эмоций через слова состояния

В случае вербального общения избавиться от негативных коммуникаций поможет все тот же прием. Нам необходимо обращать внимание на слова, которые используем сначала мы, а потом и другие люди в своем общении. Выберите для себя цель общения. Выразив ее в нужной эмоции, почувствуйте ее. Отследите, как быстро вы создаете вокруг себя необходимый эмоциональный фон, используя слова, жесты, позу и действия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*